Воскресенье, 05.05.2024
letterfolder.moy.su
Меню сайта
Форма входа
14:50

Передвижники: Между Коммерческим Товариществом И Художественным Движением - Андрей Шабанов

Передвижники: Между Коммерческим Товариществом И Художественным Движением - Андрей Шабанов

Русская живопись XIX века и современность. Куда передвигают «передвижников» — 2. Применяется типичный прием манипуляции, подменяющий цели средствами, обрекающий мозг читателя на «пробуксовку» в предлагаемом ему «смысловом поле», где по- настоящему значимыми являются лишь товарно- денежные отношения, а представления о каком- то «высшем смысле искусства», «этосе», «творческом начале» в принципе несущественны.

Монография: Передвижники: между коммерческим товариществом и.

Андрей Шабанов. ПЕРЕДВИЖНИКИ между коммерческим товариществом и художественным движением. Рецензии и отзывы (3).

В предыдущей части этой статьи (см. Об экономических основах и организационной структуре Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) так или иначе шла речь во многих советских общих работах и в монографиях, посвященных отдельным мастерам.

Монография: Передвижники : между коммерческим товариществом и товариществом и художественным движением / Андрей Шабанов; . Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. Автор Андрей Шабанов; ПЕРЕДВИЖНИКИ между коммерческим товариществом и художественным движением; Год издания: 2015; Издательство.

Автор книги «Передвижники» (М., 1. Э. Гомберг- Вержбицкая даже подчеркивала, что хотя «на первом месте в уставе Товарищества передвижных художественных выставок стоят задачи: просвещать и прививать любовь к русскому искусству и только после этого говорится о коммерческой стороне дела. Островского), воля идти «с прибоем рынка в поединок» (В. Хлебников) во имя гуманных идеалов и народного блага. Как писал искусствовед Д. Сарабьянов, Товарищество передвижных художественных выставок соединяло в себе черты выставочного кооператива и «братства», уделявшего «особое внимание социальным и этическим проблемам». Именно этот, важнейший, идеальный план истории ТПХВ и является объектом деструкции и «обнуления» в книге А.

Шабанова «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением». И я совсем не удивлюсь, если через несколько лет, когда будет отмечаться 1. Товарищества передвижных художественных выставок, единомышленники Шабанова приготовят нам выставочное «блюдо» с эффектным названием вроде «Пионеры бизнеса в русской живописи» или «1. Основная стратегия этого типичного для постмодернизма «переворачивания смыслов» в исполнении Шабанова состоит в том, что он, ссылаясь на неких других сторонников «экономического прочтения истории передвижников» (по- видимому, из «Высшей школы экономики»), заявляет в начале книги, что прежние исследователи, делавшие коммерческий аспект деятельности ТПХВ «маргинальным» (то есть неважным, побочным), занимались мифотворчеством. А он, отрицая «идеалистический» и «псевдоисторический» подходы, восстанавливает реальную картину возникновения и развития ТПХВ, в котором якобы именно это «маргинальное» и было главным. По сути, он применяет типичный прием манипуляции, подменяющий цели средствами, обрекающий мозг читателя на «пробуксовку» в предлагаемом ему «смысловом поле», где по- настоящему значимыми являются лишь товарно- денежные отношения, а представления о каком- то «высшем смысле искусства», «этосе», «творческом начале» в принципе несущественны. Для навязывания же подобной извращенной картины хороши все средства, в том числе специфическая селекция источников, умолчания, подлоги и т.

  • Передвижники стремились эстетически передать эту сложность, и без. Власовой «Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество.
  • Самым известным из них стало Товарищество передвижных художественных выставок. Однако автор монографии Андрей Шабанов, опираясь на оригинальные документы.
  • Андрей Шабанов — историк искусства, куратор, Передвижники ассоциированный научный сотрудник факультета истории искусств.
  • Книгой года могут стать «Авангардная музеология», « Передвижники : между коммерческим товариществом и художественным движением » Андрея Шабанова или двухтомник «Кузьма Петров-Водкин и его школа.
  • Передвижники : Между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Издательство Европейского.

И занимает меньше места, чем расшаркивание в нынешней манере перед научными руководителями, зарубежными грантодателями и «одарившими ценнейшими советами» знакомыми, в том числе будущей рецензенткой Анной Толстовой, которая, надо полагать, тоже участвовала в формировании его «концепции», помогая «подвинуть передвижников». Для советских же искусствоведов, как и для Стасова, Бенуа, да и самих передвижников у Шабанова не находится добрых слов — только обвинения в «мифотворчестве», придумывании программы ТПХВ задним числом и пр. Правда, есть у него в этой части книги и как бы похвала советскому искусствоведу А. Федорову- Давыдову, который в «ярком и смелом» исследовании «Русское искусство промышленного капитализма» (1.

Шабанова строки: «Что бы .. И. Крамского и В.

Стасова ни писали о передвижничестве как об идейном течении, его основы были экономические», ориентированные «на мелкий товарный рынок». Но и эта похвала оборачивается неуважением к «предшественнику», поскольку, как я уже писал выше, Федоров- Давыдов искренне пересмотрел свои ранние вульгарно- социологические взгляды и в статье «Чему учиться у передвижников» говорил о них как о высоком примере художников, подчинивших «своекорыстный интерес общественному благу» (Шабанов об этом умалчивает). И всё это при том, что книга Шабанова отнюдь не является результатом кропотливого «собирания улик» (А. Толстова) и поиском разрозненных документов «каталогов, отчетов, афиш, групповых фотографий и пр.». Поскольку почти все они трудами советских искусствоведов изданы и содержательно откомментированы в двух двухтомниках, вышедших в свет в 1. Если и справедливо сравнение книги Шабанова с «детективным расследованием», то только в плане сходства автора с недобросовестным «следаком», получившим на руки многотомное дело и по заказу разваливающим его, подтасовывая факты и изымая «ненужные» документы, чтобы получить результат, далекий от подлинных обстоятельств происшедшего. Можно воспользоваться и приведенным Шабановым (в «методологическом дополнении» к книге) «остроумным» сравнением роли отечественной гуманитарной науки «с той, что Россия играет в мировой экономике — экспорт сырья вместо обработанных интеллектуальных продуктов».«Перегонка» же сырья, осуществляемая Шабановым (как выучеником лондонского Института искусства Курто, где он писал основную часть книги), и состоит в изымании из истории передвижников всего, что связано с их энергией правдоискательства, социально- нравственным и просветительским пафосом и приведении их к «стандартам» рыночно- ориентированной психологии.

Шабанов ставит «ключевой вопрос»: «Как это возможно, чтобы независимая, часто воспринимаемая как оппозиционная, группа художников- реалистов с развитым чувством гражданского долга и альтруистическими принципами могла продемонстрировать столь беспрецедентную долговечность и общественный успех в царской России?»Казалось бы, ответ предполагает прежде всего соответствие искусства передвижников каким- то важнейшим энергиям и стремлениям значительной части общества, потребностям демократической культуры (ну, скажем подобно популярности журналов «Современник» или «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова- Щедрина). Но нет: у Шабанова есть заранее заготовленный и, я бы сказал, универсальный ответ на почти все вопросы, связанные с ТПХВ. Не было там никакого такого особенного альтруизма и оппозиционности: был «инновационный бизнес- проект» с грамотно просчитанным коммерческим успехом, достигнутым не в последнюю очередь благодаря удачному пиару и продуманной «саморепрезентации» художников. Выставки же их (особенно первые) носили «развлекательный» характер, причем никакого такого реализма как доминанты творчества передвижников тоже не было. И пусть писавшим о передвижниках «до Шабанова» (вплоть до Д. Северюхина — автора недавнего действительно полезного труда о художественном рынке старого Петербурга, СПб, 2.

Сарабьянов). Все это Шабанов отбрасывает и, не заморачиваясь, заявляет, что поскольку «Товарищество понимало, что публика ждет новизны и разнообразия, и с коммерческой точки зрения было бы неразумным придерживаться узкой художественной программы. По сугубо рыночным соображениям каждая .. Умудряясь даже из трех пунктов устава, кратко определяющих задачи ТПХВ, счесть действительно важным (и единственно ему внятным) только третий пункт (с волшебными словами «сбыт произведений»), Шабанов как аргумент в пользу своей «концепции» приводит вырванные из контекста слова из письма Перова от 1. И очень легко можно представить себе некую беседу между ним и виднейшими передвижниками (типа «разговора свиньи с Правдой» Салтыкова- Щедрина), где Шабанов выступает в роли резонера. Вот вечно нуждающийся и бескорыстный В.

Перов говорит (он был и замечательным писателем): «Позор артистам (художникам — В. П.), сделавшим из него (искусства — В. П.) забаву и уронившим его настолько, что оно бывает годно возбуждать только мелкие и грязные страстишки, но не высокие чувства души человеческой. Артист обязан развивать вкус публики, идти вперед нее, но не ходить за ней.. Каждый из нас, художников, артистов, писателей, должен отрешиться от личной жизни. Наш орден строже монашеского.. Носи и воспитывай в себе идеалы, а когда они в красках и очертаниях встанут перед тобою со всем трепетом жизни, тогда и передай их на полотне, на бумаге, в музыке..

Вот наша жизнь». Вот Н. Ге, в силу математического образования бывший в первые годы существования Товарищества передвижных художественных выставок его кассиром, говорит что «гидра, губящая и художника, и общество, — это деньги» и «на том уровне, на котором стоит Товарищество, .. Крамской, энтузиаст, координатор и во многом «совесть и мозг» ТПХВ, несомненный враг корыстной «буржуазности», вновь и вновь выступает против «любителей заколачивать деньгу», тревожно реагируя на малейшие признаки того, что передвижники могут встать «в ряды торгующих». Вот пейзажист и критик А.

Киселев, член ТПХВ с 1. И. Шишкину подчеркивает, что Товарищество никогда не было чисто «коммерческим предприятием» и что между его членами «существует другая, более духовная связь, основанная на солидарности высшего порядка, лежащая в основе самого учреждения и дающая Товариществу особую нравственную физиономию». Вот художница Е. Поленова, уже от лица поколения конца 8. ТПХВ как «золотой век» русского искусства, когда художники «работали совместно, двигаясь дружной толпой к цели впереди, общими силами найденной». Шабанов же всем им односложно отвечает в духе проститутки Насти (из пьесы М.

Горького «На дне») с ее «Не было этого!», как мантру, повторяя почти на каждой странице книги, что «это был успешный инновационный бизнес- проект», «цели были сугубо прагматические», ни о каком таком общем благе передвижники не помышляли. И что бы они там ни говорили, в начале были деньги и «желание овладеть современной материальной реальностью: от финансовых инструментов и механизмов, вроде страхования, займов и дивидендов, до только что построенных железных дорог, телеграфа — с учетом своих интересов».



Передвижники: Между Коммерческим Товариществом И Художественным Движением - Андрей Шабанов

Передвижники: Между Коммерческим Товариществом И Художественным Движением - Андрей Шабанов



Похожие материалы:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
letterfolder.moy.su © 2024 Карта сайта
uCoz